RT - SR - Electronic T1 - Определение адресованности побуждения в экстремистских материалах (на примерах из интернета) JF - Теория и практика судебной экспертизы SP - 2019-10-23 DO - 10.30764/1819-2785-2019-14-3-34-39 A1 - Бердникова Т. В., YR - 2019 UL - https://sudex.elpub.ru/publication/104 AB - Рассмотрены особенности реализации адресованности при определении признаков побуждения в экстремистских материалах – текстах комментариев к статьям, видеороликам, аудиозаписям и т.  д. в интернете. Использованы методы лингвистического анализа: лексико-семантического, стилистического, семантического, коммуникативнопрагматического. В результате исследования лингвистических признаков побуждения выявлены следующие формы выражения категории адресованности: 1) через обращение к определенному собеседнику (к конкретному лицу, группе лиц); 2) посредством компонентов коммуникативной ситуации в целом: направленность на массового, публичного адресата и даже на самого себя, которое трансформируется и ориентируется уже и на свою группу. Отмечены сложные случаи реализации адресованности в текстах с выраженной или скрытой игрой языка. Показано, что определение адресованности значимо при выявлении лингвистических признаков значения «побуждение», от него зависит цель высказывания (текста). Адресованность тесно связана с видом побуждения: прямым/непрямым, эксплицитным/имплицитным. Для выявления лингвистических признаков значения «побуждение» необходимо проведение многоаспектного анализа, учитывающего общую коммуникативную ситуацию, категорию адресованности и ее реализацию в высказывании.