PT - JOURNAL ARTICLE AU - Васкэ Е. В., AU - Сафуанов Ф. С., AU - Секераж Т. Н., TI - Почему психолого-педагогическая экспертиза по спорам, связанным с воспитанием детей, не отвечает потребностям правосудия DP - 2020-04-19 TA - Теория и практика судебной экспертизы 4100 - 10.30764/1819-2785-2020-1-6-19 SO - https://sudex.elpub.ru/publication/14 AB - На основании обобщения экспертной практики и анализа судебной практики рас­смотрены причины масштабного возрастания количества психолого-педагогических экспер­тиз, назначаемых в гражданском судопроизводстве по делам, связанным с воспитанием детей. Основные связанные с этим проблемы – отсутствие собственной методологии психолого-педа­гогической экспертизы в сфере судопроизводства; решение педагогами и педагогами-психоло­гами вопросов, выходящих за пределы их специальных знаний и компетенции, включая вопросы, относящиеся к исключительной компетенции суда; предоставление безосновательных рекомен­даций, нарушающих права граждан; отсутствие профессиональных компетенций, необходимых для производства судебной экспертизы. Установлено, что заключения по результатам психологопедагогических экспертиз не отвечают требованиям законодательства, в том числе по причине отсутствия у частнопрактикующих педагогов-психологов необходимой профессиональной под­готовки. Показано, что несовершенство закона в части профессиональных и квалификационных требований к экспертам позволяет суду некритично относиться к проверке компетенции экспер­та. В результате в гражданский процесс вводится ненадлежащий субъект судебно-экспертной де­ятельности, чем нарушаются права граждан, подрывается доверие населения к институту судеб­ной экспертизы и к судебной власти.  С учетом актуальности данной проблематики в статье представлены основания применения специальных психологических знаний в форме судебной экспертизы по гражданским спорам, связанным с воспитанием детей, очерчен круг компетенций, которыми должны обладать эксперты, и требования к их специальной профессиональной подготовке, поскольку судебные экспертизы должны выполняться на строго научной основе, объективно, всесторонне и полно.