Рассмотрена категория пропаганды в качестве лингвистически определяемого понятия. Показано, что, будучи термином законодательства, категория пропаганды испытывает влияние семантики слова пропаганда как единицы, принадлежащей литературному русскому языку. Предложен анализ разнообразных определений пропаганды в их исторической эволюции - от первого появления слова в русских толковых словарях до его современных словарных толкований. Проанализирована многозначность лексической единицы «пропаганда». Особое внимание уделено отличию пропаганды от других форм персуазивной коммуникации и прежде всего от рекламы, включая рекламу политическую.Данное исследование значения слова пропаганда и особенностей его употребления позволяет объективизировать интуитивное отнесение экспертом тех или иных сообщений к категории пропагандистских.Выделены существенные свойства пропагандистского дискурса, которые следует учитывать при проведении лингвистической экспертизы в связи с пропагандой экстремизма и терроризма. Это наличие: (1) субъекта пропаганды, (2) адресата пропаганды, (3) совокупности относительно простых непротиворечивых тезисов (описание желаемой ситуации - положения дел) и аргументов, (4) противопоставленных оценок желаемой ситуации и ее негативных альтернатив, (5) повторяющейся реализации в дискурсе указанной совокупности тезисов или ее фрагментов с идентичной или несколько модифицированной аргументацией, (6) множества текстов за определенный период времени (период пропагандистской кампании) и (7) практической возможности распространения информации среди множества лиц-адресатов.
1. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2000. - 352 с.
2. Ульяновский А.В. Маркетинговые коммуникации. 28 инструментов миллениума. - М.: Эксмо, 2008. - 832 с.
3. Паршин П.Б. От такого и слышу: о содержании и узусе понятия манипуляции // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. Труды межд. конференции «Диалог’2003» (Протвино, 11—16 июня 2003 г.) - М.: Наука, 2003. - С. 1-5. http://www.dialog-21.ru/media/2675/parshin.pdf (дата обращения: 15.03.2016).
4. Кара-Мурза С.П Манипуляция сознанием. - М.: Эксмо, 2005. - 832 с.
5. Соловей В.Д. Абсолютное оружие. Основы психологической войны и медиаманипулирования. - М.: Эксмо, 2016. - 320 с.
6. Кибрик А.А. Модус, жанр и другие параметры классификации дискурсов // Вопросы языкознания. - 2009. - № 2. - С. 3-21.
7. Neumeier М. The Brand Gap: Howto Bridge the Distance Between Business Strategy and Design: a Whiteboard Overview. - 2d Edition. Pearson Education (US), 2005. - 208 p.
8. Политические коммуникации / Под ред. А.И. Соловьева. - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 332 с.
9. Орлов И.Б. От какого наследства мы отказываемся? (Сущность и механизмы пропаганды) // Вопросы правоведения. - 2009. - №1. - С. 57-66
10. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. - Т. 2. - 1088 с.
11. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Эксмо, 2005. - 1210 с.
12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / 4-е изд., доп. М.: А Темп, 2006. - 944 с.
13. Кордуэлл М. Психология. A-Я: Словарь- справочник / пер. с англ. К.С. Ткаченко. - М.: Фаир-пресс, 2000. - 448 с.
14. Андерхилл Д., Барретт С., Бернелл П., Бернем П. и др. Политика. Толковый словарь. - М.: Инфра-М, 2001. -761 с.
15. Лиллекер Д.Дж. Политическая коммуникация. Ключевые концепты / пер. с англ. С.И. Остнек. - Харьков: Гуманитарный центр, 2010. - 300 с.
16. Бернейс Э. Пропаганда / пер. с англ. И. Ющенко. - М.: Hippo Publishing, 2010. - 176 с.
17. Мозолин А. Подходы к определению пропаганды: границы предметного поля // III Всероссийский социологический конгресс «Глобализация и социальные изменения в современной России» (социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 3-5 октября 2006 г.). http://www.rc-analitik.ru/file/%7B38a4548e-621c-4100-b57e-71ffbb4552e4%7D (дата обращения: 15.03.2016).
18. Почепцов Г. Г Теория и практика коммуникации. - М.: Центр, 1998. - 348 с.