Обсуждаются некоторые аспекты дополнительного профессионального образования судебных экспертов разных министерств, осуществляющих судебно-экспертную деятельность. Авторы полагают, что проблемы в рассматриваемой сфере имеют системный характер и препятствуют реализации положений федерального законодательства о едином научно-методическом подходе к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов. Для выполнения положений закона предлагается организовать межведомственный центр дополнительного профессионального образования судебных экспертов, в котором будут проходить обучение сотрудники государственных судебно-экспертных учреждений различных министерств и ведомств, а также негосударственные эксперты и зарубежные специалисты. Излагается концепция этого центра.
1. Кокин А.В., Лихачев А.С. Ведомственность и проблема поиска единых подходов к регулированию судебно-экспертной деятельности на примере судебно-баллистической экспертизы // Закон. 2019. № 10. С. 73–79.
2. Смирнова С.А. Проблемы профессиональной подготовки судебных экспертов // Теория и практика судебной экспертизы. 2013. № 2 (30). С. 24–27.
3. Торопова М.В. К вопросу об организации дополнительного профессионального образования работников системы судебно-экспертных учреждений Минюста России // Теория и практика судебной экспертизы. 2017. Т. 12. № 1. С. 15–21. https://doi.org/10.30764/1819-2785-2017-12-1-15-21
4. Кокин А.В. Проблемы подготовки экспертных кадров // Теория и практика судебной экспертизы. 2010. № 2 (18). С. 50–57.
5. Россинская Е.Р. Актуальные проблемы подготовки судебных экспертов и дополнительного образования по отдельным специальностям // Теория и практика судебной экспертизы. 2018. Т. 13. № 3. С. 78–85. https://doi.org/10.30764/1819-2785-2018-13-3-78-85
6. Смирнова С.А., Ястребов О.А. Прогрессивные модели образовательной деятельности – залог подготовки судебно-экспертных профессионалов нового поколения // Судебно-медицинская экспертиза. 2017. № 1. С. 56–59. https://doi.org/10.17116/sudmed201760156-59
7. Торопова М.В. Современные технологии обучения государственных судебных экспертов: опыт ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России // Теория и практика судебной экспертизы. 2018. Т. 13. № 3. С. 74–77. https://doi.org/10.30764/1819-2785-2018-13-3-74-77
8. National Institute of Justice (U.S.). Education and Training in Forensic Science: A Guide for Forensic Science Laboratories, Educational Institutions, and Students. Washington, DC: National Institute of Justice, 2004.
9. Mustonen V., Himberg K. A Novel Approach to the Education of Fingerprint Experts // Forensic Science Policy & Management. 2011. Vol. 2. P. 28–35. https://doi.org/10.1080/19409044/2011564270
10. Хазиев Ш.Н. Международное сотрудничество в области обучения и повышения квалификации судебных экспертов // Теория и практика судебной экспертизы. 2011. № 1 (21). С. 30–40.
11. Аверьянова Т.В. Некоторые проблемы судебной экспертизы в современных условиях / Криминалистические средства и методы в раскрытии и расследовании преступлений. Сборник материалов VII Всерос. науч.-практ. конференции по криминалистике и судебной экспертизе (5–6 марта 2019 г.). М.: ЭКЦ МВД России, 2019. С. 3–6.
12. Волынский А.Ф. Принцип процессуальной независимости судебных экспертов: формальные требования, бесплодные дискуссии, ошибочные решения / Теория и практика судебной экспертизы: международный опыт, проблемы, перспективы. Сборник научных трудов II Международного форума (4–5 апреля 2019 г.). К 100-летию создания экспертно-криминалистической службы МВД России. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2019. С. 76–83.