Статья

Исследование спонтанности и подготовленности звучащей речи в судебной экспертизе: к постановке проблемы

Бердникова Т. В.
2023

В статье рассмотрены некоторые подходы к изучению спонтанности и подготовленности речи как в области лингвистики, так и в судебной экспертизе.В лингвистике выделяются два направления изучения спонтанности и подготовленности звучащей речи: исследование речевого потока в целом и анализ речи по уровням языка. В первом случае основное внимание уделяется онтогенезу речевого мышления, формированию коммуникативной компетенции человека, а также механизмам порождения речи. При поуровневом анализе устной речи ведущее значение имеет изучение фонетического уровня языка, на других языковых уровнях исследование представлено несистемно.В практике производства судебной экспертизы определены градации звучащей речи по критерию «подготовленная речь – неподготовленная речь». Установлены параметры, которые учитываются в исследовании звучащей речи при выявлении признаков ее подготовленности и спонтанности: тип (форма) речи; жанр, в котором производится речь; возраст говорящего; уровень образования, профессиональная деятельность и социальный статус говорящего; параметры коммуникативной ситуации: адресат и адресант, отношения между говорящим и слушающим, тональность общения, цель, средства общения, место общения и др.; характер коммуникации.Предпринята попытка разработки возможных направлений исследования звучащей речи на предмет определения ее спонтанности и подготовленности.

Бердникова Т. В. Исследование спонтанности и подготовленности звучащей речи в судебной экспертизе: к постановке проблемы. Теория и практика судебной экспертизы. 2023;18(4):6-11. https://doi.org/10.30764/1819-2785-2023-4-6-11
Цитирование

Список литературы

Похожие публикации

Документы

Источник